escande.ru

Варианты гравировок были подробно исследованы в 2009 году Алексеем Шишкиным (АШ) и Артёмом Королёвым (АК). Исследование АШ содержит схематическое изображение линий шлифовки и положения точки для каждого варианта. АК опубликовал фотографии монограмм большинства вариантов крупным планом. Позже Владимир Филин (ВФ) составил свой каталог с новой нумерацией, схемой шлифовок и измерениями положений точки. Новый, 37й вариант, в 2022 году обнаружил Сергей Клокун. Временное обозначение для этого варианта - N1.

Всего описано 37 вариантов, 36 из них – со штемпелем 4.2, 1 – со штемпелем 3.

Основаная цель данной статьи – публикация фотографий линий шлифовки, которые используются для определения вариантов. На многих монетах шлифовку можно увидеть только при хорошем увеличении и при определённом угле падения освещения. Фотографии в статье приведены в порядке убывания чёткости линий (на основе имеющихся у меня экземпляров). Т.е. наиболее явные участки шлифовки, которые при определении варианта стоит искать в первую очередь, приведены на самой левой верхней фотографии. На некоторых монетах можно наблюдать расколы (2-5 и 8-3 по ВФ) и соударения (4-3 и 10 по ВФ), однако эти особенности появляются в ходе работы штемпеля и могут отсутствовать на конкретном экземпляре.

Полнометражные фотографии с нанесёнными на них схемами линий шлифовки – это реальные фотографии описываемых вариантов.

Также в статье предпринята ещё одна попытка классификации точек по положению. Для этого были выполнены макрофотографии области монограммы с разрешением 26845 пикселей на дюйм. Перед фотографированием монета выравнивалась так, чтобы горизонтальная ось проходила через середину перекладины П и угол буквы «Б», как показано здесь. Погрешность при таком выравнивании – не более 0.2°. После фотографирования изображения выравнивались по фрагментам букв «С» и «П». Далее определялись расстояния от центра точки до середины ножки «П» (dx) и до середины перекладины «П» (dy), как показано здесь. Результаты представлены в таблице ниже.

Скачать работу в виде одного файла (pdf) можно здесь.

  № (ВФ)     № (АШ)     dx, мкм     dy, мкм  
1-1 2 237 118
1-2 3 239 135
1-3 5.4 236 125
2-1 4.1 228 141
2-2 4.2 227 142
2-3 4.3 230 140
2-4 4.4 230 145
2-5 4.5 221 138
3 12.2 238 167
4-1 10.1 253 151
4-2 10.2 239 152
4-3 10.3 245 157
4-4 10.4 238 167
4-5 10.5 233 157
4-6 9.4 237 149
4-7 9.1 233 159
5 5.1 220 151
6-1 7 213 163
6-2 6 206 145
7 11 257 171
8-1 5.2 227 154
8-2 8 220 163
8-3 9.2 235 153
8-4 9.3 222 163
8-5 12.1 239 170
9 5.3 213 149
10 13 228 177
11-1 14.1 224 172
11-2 14.2 232 184
11-3 14.3 235 185
11-4 14.4 237 192
11-5 14.5 226 181
12-1 15 242 185
12-2 16.1 235 202
12-3 16.2 238 201
13 17 255 224
N1 ? ?
малая точка 223 167
Схема АШ
      2    
    3 4 5 6
    10 9   8     7  
  11 12      
   15   14   13     
    16      
 17           
Схема ВФ
    1    
    2    
    3     4     5     6  
  7     8   9
    10    
    11    
    12    
13        
В результате проведённых исследований получилась показанная ниже схема расположения точек.
Слева – обозначения по АШ, справа – по ВФ.
м (малая точка) – положение точки стандартной негравированной монеты.


1-1 ВФ // 2 АШ

  • 1-1_o
  • 1-1_r

  • 1_1

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 1-1_1
  • 1-1_2


1-2 ВФ // 3 АШ

  • 1-2_o
  • 1-2_r

  • 1_2

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 1-2_01
  • 1-2_02
  • 1-2_03
  • 1-2_04
  • 1-2_05
  • 1-2_06
  • 1-2_07
  • 1-2_08
  • 1-2_09
  • 1-2_10
  • 1-2_11
  • 1-2_12
  • 1-2_13
  • 1-2_14
  • 1-2_15
  • 1-2_16


1-3 ВФ // 5.4 АШ

  • 1-3_o
  • 1-3_r

  • 1_3

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 1-3_1
  • 1-3_2
  • 1-3_3
  • 1-3_4
  • 1-3_5
  • 1-3_6
  • 1-3_7


2-1 ВФ // 4.1 АШ

  • 2-1_o
  • 2-1_r

  • 2_1

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 2-1_1
  • 2-1_2
  • 2-1_3
  • 2-1_4
  • 2-1_5
  • 2-1_6
  • 2-1_7
  • 2-1_8


2-2 ВФ // 4.2 АШ

  • 2-2_o
  • 2-2_r

  • 2_2

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 2-2_01
  • 2-2_02
  • 2-2_03
  • 2-2_04
  • 2-2_05
  • 2-2_06
  • 2-2_07
  • 2-2_08
  • 2-2_09
  • 2-2_10


2-3 ВФ // 4.3 АШ

  • 2-3_o
  • 2-3_r

  • 2_3

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 2-3_1
  • 2-3_2
  • 2-3_3
  • 2-3_4
  • 2-3_5


2-4 ВФ // 4.4 АШ

  • 2-4_o
  • 2-4_r

  • 2_4

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 2-4_01
  • 2-4_02
  • 2-4_03
  • 2-4_04
  • 2-4_05
  • 2-4_06
  • 2-4_07
  • 2-4_08
  • 2-4_09
  • 2-4_10
  • 2-4_11
  • 2-4_12
  • 2-4_13
  • 2-4_14
  • 2-4_15
  • 2-4_16


2-5 ВФ // 4.5 АШ

  • 2-5_o
  • 2-5_r

  • 2_5

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 2-5_01
  • 2-5_02
  • 2-5_03
  • 2-5_04
  • 2-5_05
  • 2-5_06
  • 2-5_07
  • 2-5_08
  • 2-5_09
  • 2-5_10
  • 2-5_11
  • 2-5_12
  • 2-5_13
  • 2-5_14


3 ВФ // 12.2 АШ

  • 3_o
  • 3_r

  • 3

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 3_01
  • 3_02
  • 3_03
  • 3_04
  • 3_05
  • 3_06
  • 3_07
  • 3_08
  • 3_09
  • 3_10
  • 3_11


4-1 ВФ // 10.1 АШ

  • 4-1_o
  • 4-1_r

  • 4_1

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 4-1_01
  • 4-1_02
  • 4-1_03
  • 4-1_04
  • 4-1_05
  • 4-1_06
  • 4-1_07
  • 4-1_08
  • 4-1_09
  • 4-1_10
  • 4-1_11
  • 4-1_12


4-2 ВФ // 10.2 АШ

  • 4-2_o
  • 4-2_r

  • 4_2

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 4-2_1
  • 4-2_2
  • 4-2_3
  • 4-2_4
  • 4-2_5
  • 4-2_6
  • 4-2_7


4-3 ВФ // 10.3 АШ

  • 4-3_o
  • 4-3_r

  • 4_3

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 4-3_01
  • 4-3_02
  • 4-3_03
  • 4-3_04
  • 4-3_05
  • 4-3_06
  • 4-3_07
  • 4-3_08
  • 4-3_09
  • 4-3_10
  • 4-3_11


4-4 ВФ // 10.4 АШ

  • 4-4_o
  • 4-4_r

  • 4_4

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 4-4_01
  • 4-4_02
  • 4-4_03
  • 4-4_04
  • 4-4_05
  • 4-4_06
  • 4-4_07
  • 4-4_08
  • 4-4_09
  • 4-4_10


4-5 ВФ // 10.5 АШ

  • 4-5_o
  • 4-5_r

  • 4_5

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 4-5_01
  • 4-5_02
  • 4-5_03
  • 4-5_04
  • 4-5_05
  • 4-5_06
  • 4-5_07
  • 4-5_08
  • 4-5_09
  • 4-5_10
  • 4-5_11
  • 4-5_12
  • 4-5_13


4-6 ВФ // 9.4 АШ

  • 4-6_o
  • 4-6_r

  • 4_6

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 4-6_1
  • 4-6_2
  • 4-6_3
  • 4-6_4
  • 4-6_5
  • 4-6_6
  • 4-6_7
  • 4-6_8


4-7 ВФ // 9.1 АШ

  • 4-7_o
  • 4-7_r

  • 4_7

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 4-7_01
  • 4-7_02
  • 4-7_03
  • 4-7_04
  • 4-7_05
  • 4-7_06
  • 4-7_07
  • 4-7_08
  • 4-7_09
  • 4-7_10
  • 4-7_11
  • 4-7_12
  • 4-7_13


5 ВФ // 5.1 АШ

  • 5_o
  • 5_r

  • 5

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 5_1
  • 5_2
  • 5_3
  • 5_4
  • 5_5
  • 5_6
  • 5_7


6-1 ВФ // 7 АШ

  • 6-1_o
  • 6-1_r

  • 6_1

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 6-1_01
  • 6-1_02
  • 6-1_03
  • 6-1_04
  • 6-1_05
  • 6-1_06
  • 6-1_07
  • 6-1_08
  • 6-1_09
  • 6-1_10
  • 6-1_11
  • 6-1_12
  • 6-1_13
  • 6-1_14
  • 6-1_15
  • 6-1_16


6-2 ВФ // 6 АШ

  • 6-2_o
  • 6-2_r

  • 6_2

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 6-2_01
  • 6-2_02
  • 6-2_03
  • 6-2_04
  • 6-2_05
  • 6-2_06
  • 6-2_07
  • 6-2_08
  • 6-2_09
  • 6-2_10
  • 6-2_11
  • 6-2_12
  • 6-2_13
  • 6-2_14
  • 6-2_15
  • 6-2_16


7 ВФ // 11 АШ

  • 7_o
  • 7_r

  • 7

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 7_01
  • 7_02
  • 7_03
  • 7_04
  • 7_05
  • 7_06
  • 7_07
  • 7_08
  • 7_09
  • 7_10
  • 7_11
  • 7_12
  • 7_13
  • 7_14
  • 7_15
  • 7_16


8-1 ВФ // 5.2 АШ

  • 8-1_o
  • 8-1_r

  • 8_1

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 8-1_01
  • 8-1_02
  • 8-1_03
  • 8-1_04
  • 8-1_05
  • 8-1_06
  • 8-1_07
  • 8-1_08
  • 8-1_09
  • 8-1_10
  • 8-1_11
  • 8-1_12
  • 8-1_13
  • 8-1_14
  • 8-1_15
  • 8-1_16


8-2 ВФ // 8 АШ

  • 8-2_o
  • 8-2_r

  • 8_2

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 8-2_1
  • 8-2_2
  • 8-2_3
  • 8-2_4
  • 8-2_5
  • 8-2_6
  • 8-2_7


8-3 ВФ // 9.2 АШ

  • 8-3_o
  • 8-3_r

  • 8_3

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 8-3_01
  • 8-3_02
  • 8-3_03
  • 8-3_04
  • 8-3_05
  • 8-3_06
  • 8-3_07
  • 8-3_08
  • 8-3_09
  • 8-3_10


8-4 ВФ // 9.3 АШ

  • 8-4_o
  • 8-4_r

  • 8_4

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 8-4_01
  • 8-4_02
  • 8-4_03
  • 8-4_04
  • 8-4_05
  • 8-4_06
  • 8-4_07
  • 8-4_08
  • 8-4_09
  • 8-4_10
  • 8-4_11
  • 8-4_12
  • 8-4_13


8-5 ВФ // 12.1 АШ

  • 8-5_o
  • 8-5_r

  • 8_5

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 8-5_1
  • 8-5_2
  • 8-5_3
  • 8-5_4
  • 8-5_5
  • 8-5_6
  • 8-5_7
  • 8-5_8


9 ВФ // 5.3 АШ

  • 9_o
  • 9_r

  • 9

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 9_1
  • 9_2
  • 9_3
  • 9_4
  • 9_5
  • 9_6
  • 9_7
  • 9_8


10 ВФ // 13 АШ

  • 10_o
  • 10_r

  • 10

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 10_01
  • 10_02
  • 10_03
  • 10_04
  • 10_05
  • 10_06
  • 10_07
  • 10_08
  • 10_09
  • 10_10
  • 10_11


11-1 ВФ // 14.1 АШ

  • 11-1_o
  • 11-1_r

  • 11_1

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 11-1_1
  • 11-1_2
  • 11-1_3
  • 11-1_4
  • 11-1_5
  • 11-1_6
  • 11-1_7


11-2 ВФ // 14.2 АШ

  • 11-2_o
  • 11-2_r

  • 11_2

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 11-2_01
  • 11-2_02
  • 11-2_03
  • 11-2_04
  • 11-2_05
  • 11-2_06
  • 11-2_07
  • 11-2_08
  • 11-2_09
  • 11-2_10
  • 11-2_11
  • 11-2_12


11-3 ВФ // 14.3 АШ

  • 11-3_o
  • 11-3_r

  • 11_3

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 11-3_01
  • 11-3_02
  • 11-3_03
  • 11-3_04
  • 11-3_05
  • 11-3_06
  • 11-3_07
  • 11-3_08
  • 11-3_09
  • 11-3_10
  • 11-3_11
  • 11-3_12
  • 11-3_13
  • 11-3_14


11-4 ВФ // 14.4 АШ

  • 11-4_o
  • 11-4_r

  • 11_4

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 11-4_1
  • 11-4_2
  • 11-4_3
  • 11-4_4
  • 11-4_5
  • 11-4_6
  • 11-4_7
  • 11-4_8
  • 11-4_9


11-5 ВФ // 14.5 АШ

  • 11-5_o
  • 11-5_r

  • 11_5

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 11-5_1
  • 11-5_2
  • 11-5_3
  • 11-5_4
  • 11-5_5
  • 11-5_6
  • 11-5_7


12-1 ВФ // 15 АШ

  • 12-1_o
  • 12-1_r

  • 12_1

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 12-1_01
  • 12-1_02
  • 12-1_03
  • 12-1_04
  • 12-1_05
  • 12-1_06
  • 12-1_07
  • 12-1_08
  • 12-1_09
  • 12-1_10
  • 12-1_11


12-2 ВФ // 16.1 АШ

  • 12-2_o
  • 12-2_r

  • 12_2

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 12-2_01
  • 12-2_02
  • 12-2_03
  • 12-2_04
  • 12-2_05
  • 12-2_06
  • 12-2_07
  • 12-2_08
  • 12-2_09
  • 12-2_10
  • 12-2_11
  • 12-2_12
  • 12-2_13
  • 12-2_14


12-3 ВФ // 16.2 АШ

  • 12-3_o
  • 12-3_r

  • 12_3

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 12-3_1
  • 12-3_2
  • 12-3_3
  • 12-3_4
  • 12-3_5
  • 12-3_6
  • 12-3_7


13 ВФ // 17 АШ

  • 13_o
  • 13_r

  • 13

Фотографии линий шлифовки

Закрыть

  • 13_01
  • 13_02
  • 13_03
  • 13_04
  • 13_05
  • 13_06
  • 13_07
  • 13_08
  • 13_09
  • 13_10
  • 13_11
  • 13_12
  • 13_13
  • 13_14
  • 13_15


N1

  • n1_obv_
  • n1_rev_

Фотографии выполнил Сергей Ширнин ("Батя-Мановар"). Крупномасштабные фото линий шлифовки и точки будут добавлены позже.


малая точка

  • small

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License